Хотя Йога голоса и не учит пению, такой вопрос довольно часто задают, люди, которые интересуются нашим направлением. Чтобы как-то ответить на него, давайте определимся с самим понятием «пение», раз уж мы заговорили об этом.

Для начала, заглянем в википедию: 

Пение — вокальное искусство.

С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств.

И ещё, кое-что оттуда:

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса.….

Считается, что пение или, по крайней мере, мелодичные звуки предшествовали современной человеческой речи 

Информация из «вики» весьма созвучна тем выводам, которые сформировались в моём собственном сознании на основе многолетнего опыта, как в пении, так и в работе с людьми.

Возможно опираться на определения написанные в “Википедии” не совсем корректно, однако меня и не интересуют сугубо научные определения , более того, дать реально научное определение такому феномену, как пение, вряд ли представляется возможным. И, естественно, данный мой текст ни в коей мере не претендует на какую-либо научность.

Для меня пение — это не просто стремление выразить настроение, а необходимость проявить состояние, т.е. дать возможность энергии состояния пройти через все своё существо(тело, дух, сознание) целиком, иными словами — прожить его полностью.

Пение — это врождённая способность глубоко проживать, выражать и трансформировать наиболее яркие ситуации жизни через звучание голоса.

Пение — это также инструмент управления состояниями психики, состояниями сознания, инструмент настройки. (Помните, “нам песня строить и жить помогает”) Так как это потму, что пение направлено не только во вне — от поющего к другим людям, но и к самому себе. Известно, что даже чисто на физическом уровне не более половины силы вибрации голоса выходит во внешний мир, остальная часть этой силы поглощается телом.

Кроме этого, пение это ещё и некоторый «месседж», т.е. послание, которое поющий транслирует другим людям или вообще в окружающий мир.

Без проживания состояния и/или без «месседжа», то есть чисто техническое, формальное исполнение звуков само по себе не имеет никакого смысла.

И, если исходить из того, что пение предшествовало речи, получается, что песни имели гораздо больший спектр применения нежели просто шоу: боевые гимны, боевые мантры, ритуальные песнопения, любовные песнопения, исцеляющие чанты, предупреждения, передача истории, каких-либо умений, знаний и очень многое другое!

К чему я веду? К тому, что для меня самая первая составляющая пения, его фундамент — это именно свобода проживать и выражать свои состояния в звучании. По сути — это его причина. Это не самый главный, (здесь вообще нет главного) но абсолютно необходимый компонент этого процесса. Такая вещь, как вокальная техника также, безусловно, является необходимым компонентом, тем более для пения, в профессиональном смысле.

Получается, что пение опирается на две вещи: на вокальную технику и на фундаментальную энергию жизни, которая проявляется через тело и дух человека. Эта фундаментальная энергия с помощью вокальной техники приобретает максимально гармоничную, точную и адекватную к восприятию форму. Во всяком случае, в идеале.

И если с компонентом, касающимся вокальных методов есть некая определённость, то с тем, что касается свободного проявления жизненной энергии все несколько сложнее..

Проанализировав различные источники (научные книги, беседы с профессионалами, личный опыт и т.п.), я пришёл к выводу, что самой большой сложностью на пути освоения пения у огромного количества людей является не столько какая-нибудь техника, сколько неспособность в полной мере эмоционально выражать (а, следовательно и чувствовать, проживать) тот объем, жизни, который стоит за той или иной песней. По сути, речь идёт неспособности передать в пении тот самый “месседж”.

Почему это, порой, так сложно — передать эмоциональное содержание? Всё люди — это существа, которые способны сопереживать и чувствовать. В чём же проблема и что с этим делать?

Вокальные методы работают с этим разными способами, в том числе дополняют занятия вокалом приёмами актёрского мастерства.

Однако, лишь немногие преуспевают, к сожалению. О тех, у кого не получается просто говорят “нет способностей”, “не дано”. На самом деле это не так и корень проблемы лежит в другой плоскости.

Человеческая цивилизация устроена таким образом, что в попытках «обуздать» и «облагородить» животную или «дикую» природу человека(хотя, кто реально знает, какими мы были, хотя бы 50 тысяч лет назад?), с изначальной целью поставить её под полный контроль разума, она создала огромную, сложную и запутанную систему ограничений наших изначальных импульсов, которая отражена в психике ( «psyche» — душа) и в теле. Это различный свод правил поведения, это своеобразные «карты» или «путеводители» реальности: что приемлемо в обществе, а что нет, что стыдно, что хорошо, что плохо, приметы и т.д. Причём, различные эпохи сменяли друг друга, а в месте с ними частично менялась система. Одно нагромождалось на другое, что-то затиралось, что-то забывалось, одни представления сменялись другими.

Эти «карты», которые живут в нас в области бессознательного представляют собой некий набор фрагментов разных правил, сводов, «кодексов», разных миров и разных эпох.

В каждом из нас эти «карты» имеют своё уникальное проявление, в зависимости от личной истории, наследственности, кармы и бог знает ещё чего. Но принцип их действия у всех нас одинаковый — это рассогласование тела, ума и чувств.

Это и приводит в итоге, к тому, что наша фундаментальная жизненная энергия не проявляется естественным образом, так как натыкается на правила и условности, которые иной раз противоречат друг другу. Причём, действие этих схем работает практически полностью на бессознательном уровне.

Простой пример из нашей темы — публичные выступления.

Ты готовишься к публичному выступлению. Всё выучил, репетировал. Аудитория лояльная. Но вот наступает момент выступления и ты, несмотря на всю свою подготовку, испытываешь скованность и у тебя появляется ком в горле, тебе трудно говорить (запрет на проявление себя через звук/боязнь быть непринятым/наказанным “детей должно быть видно, но не слышно”), при этом возникает чувство подавленности и недовольство собой, а ум при этом думает “какой я трус и размазня!”, ведь “надо быть смелым и решительным”… В итоге он/она в первые три-пять минут своего выступления  говорит с трудом, иногда несёт какой-то бред от волнения, или говорит очень тихо, так что никто не слышит.  И есть большой риск в этот момент провалить экзамен/речь/презентацию.  Я так завалил свой самый первый экзамен в средней школе, хотя предмет знал действительно на «отлично».

Те, кто занимаются публичными выступлениями знают, что нужно дать себе время, чтобы войти «в колею» и расслабиться. Мы применяем различные настройки и техники, чтобы сбросить скованность и снизить уровень адреналина, тем не менее расслабиться просто по своей воле в начале выступления не получается. Почему? Потому что мы имеем дело с системой бессознательного контроля в своем теле и психике.

Это лишь один из примеров, как проявляются наши ограничения. Представьте себе, какой объем разного свода правил живёт в подсознании у каждого из нас и не даёт нам узнать самих себя реальных, проявить свою изначальную природу, реализовать свою жизнь.

Вокальными техниками и даже приёмами актёрского мастерства большинство людей не в состоянии “дотянуться” до своей фундаментальной жизненной энергии. А, ведь, она и является источником пения.

Что же делать с этим?

В мире существует огромное количество систем самосовершенствования, духовного и телесного развития — от очень древних традиций (таких, как йога, тайдзи, цигун и пр.) до очень современных (трансперсональная психология, телесно-ориентированная терапия, танце-двигательная и пр.)

Очень коротко и упрощенно суть работы любой системы состоит в следующем:

  1. Убрать искажения на пути движения энергии жизни в теле и психике, то есть убрать ту систему ограничений, которая была порождена цивилизацией и транслировалась через процессы воспитания и образования, и, убрать таким образом, бессознательный контроль.
  2. Развитие осознанности — буквально расширение сознания на те процессы, которые оно раньше не улавливало. Следствием развития осознанности также является понимание причинно-следственных связей всего со всем, восприятие мира и себя, как единого целого; а ещё проявляется реальное понимание отвтетственности за то, что транслируешь в мир.
  3. Развитие навыков управления своей энергией. В том числе: телесные навыки, энергетические, управление состояниями сознания.
  4. Установление полного сознательного контроля над своей энергией.

Йога Голоса, относится к современным направлениям. Она имеет очень много пересечений с различными подходами, как современными, так и древними, поскольку она не появилась из воздуха и опирается на уже существующие знания и практики.

Особенность Йоги Голоса в том, что она, как и другие практики работает с пробуждением, осознанием и проявлением своей фундаментальной жизненной энергии, но именно через контакт с вибрацией собственного голоса.

Именно этим она и может помочь людям, которые обучаются пению лучше, чем, что либо другое.

 

 

®Олег Российский.