Статья напечатана в издании Ярославского Государственного Университета и Международной академии психологических наук
«Методология современной психологии, Выпуск 2, 2022 год» Ссылка на страницу сборника на сайте проф. Владимира Васильевича Козлова
http://zi-kozlov.eu/collection/mctp/1436-method-2-2022/
Публикуется в сокращении. Копирование материалов возможно только с письменного согласия автора и издателя.
Введение
Очевидно, что голосовые практики сопровождали человека испокон веков. Ни одна культура, ни одна религия, ни одна духовная традиция не обходится без той или иной формы работы с голосом [Резников, 2009]. И это неудивительно, учитывая, что голос оказывает более глубокое влияние на сознание, чем какие либо другие формы звука [Nakkach, 2013]. Более того, одна из теорий происхождения языка напрямую говорит нам, что петь мы начали раньше, чем начали говорить. [Хомский., Бервик, 2021]. Под пением здесь мы, разумеется, подразумеваем не вокальное искусство, а, скорее, его архаичную форму, которая по сути является выражением психических состояний в звучании голоса. То же самое происходит в онтогенезе: вначале ребенок осваивает различные звуки, которые являются проявлением его состояний и настроений, и затем, гораздо позже ребенок уже осваивает речь.
Следовательно, мы можем предположить, что когда человек звучит, он активирует более древние структуры мозга, и, таким образом, получает возможность выйти в необычное состояние сознания, обойти контроль рационального ума (который в свою очередь тесно связан с речью) и получить доступ к вытесненным в бессознательное переживаниям, которые мало знакомы человеку (или даже совсем не знакомы) в его обычном состоянии сознания. Это, в свою очередь весьма созвучно главной цели холотропной терапии, которая состоит в активации бессознательного и освобождении энергии, которая содержится в психосоматических и эмоциональных симптомах, и трансформации этих симптомов в поток переживаний [Майков, 2018]. Поток переживаний в данном случае перетекает в свободное звучание.
Можно сказать, что разнообразные формы голосовых практик и пения (как со словами, так и без) были одной из древних практик психотерапии. Казалось бы, голосовые практики являются одними из самых доступных, однако, количество людей, которые сознательно их используют, как средства психотерапии относительно невелико, даже несмотря на растущую популярность темы голоса в последнее время. Почему это так, особенно учитывая то, что человек является единственным представителем животного мира, для которого голос служит не только средством коммуникации, но и опорой для самоидентификации и мироощущения? [Фролов, 2004, c.481]
Очевидно, что многие люди не практикуют те или иные формы работы с голосом просто потому что исключают для себя такую возможность по причин “отсутствия голоса”. И это, скорее всего, от того, что слово “голос” прочно ассоциируется со словом “петь”. Расхожее убеждение звучит примерно следующим образом: “для того, чтобы петь необходимо иметь музыкальный слух и голос. Необходимо учиться много лет и после этого, возможно, я что-то смогу”.
Действительно, если провести аналогию со спортом, например, с хоккеем, то для того чтобы овладеть этой игрой необходим навык катания на коньках. Однако, взаимодействие с голосом совершенно не обязательно должно быть пением, тем более, в современном понимании этого слова. То есть, звучание голоса – это не приобретенный навык. Очевидно, что это – врожденная способность, или, если угодно, врожденный навык каждого человека. Именно звук голоса следует за первым вдохом, с этого начинается жизнь после рождения и это является точкой отсчета биографического опыта. Все мы уже умеем звучать от рождения. Проблема в том, что многие из нас утратили легкость и естественную спонтанность звучания в процессах образования и воспитания. Телесно-ориентированная психотерапия, объясняет причину такой утраты. Она заключается в наличии психофизических блоков, которые препятствуют спонтанному проявлению самости человека. Спонтанное и свободное звучание голоса является, как раз одним из таких проявлений. Следовательно, логично предположить, что процесс раскрепощения голоса при определенных условиях сам по себе может иметь терапевтический эффект и об этом будет сказано ниже.
Краткий обзор голосовых практик
Человечество за время своего развития накопило огромный ресурс практик работы с голосом, которые имеют или могут иметь очевидный терапевтический эффект. Не секрет, что эти практики успешно применялись в течение многих тысяч лет в различных обрядах перехода: (брак, рождение детей, похоронные обряды), при управлении погодой, в воинских ритуалах, шаманских обрядах исцеления.
Рассмотрим некоторые базовые голосовые практики. По сути голосовые практики можно условно разделить на три вида: светское пение, духовное пение, архаичное или интуитивное пение. Духовные песнопения разных народов мира в Европе часто называют «чантингом», а сами песнопения «чантами». Сюда относятся все обрядовые песни, ритуальные песни, обращение к божествам духам и другим существам тонкого мира и все религиозные песнопения.
Можно предположить, что священные песнопения являются своеобразными “ключами доступа” к определенного рода целительным силам и ресурсам, которые несут в себе архетипы коллективного бессознательного. Практика исполнения того или иного чанта может как бы “активировать” энергию архетипа, который соответствует конкретному божеству или духу, к которому обращен чант. Духовные песнопения или чантинг представлены следующими направлениями.
Раннехристианские песнопения. Разучить чант доступно каждому, при условии, что известно точное его исполнение. А лучше найти непосредственного носителя традиции или практики. В свое время, например, я познакомился с Егором Даниловичем Резниковым. Егор Данилович – русский, но с рождения живет во Франции, профессор Парижского университета. Последние 40 лет занимается реставрацией раннехристианских песнопений, а также исследованиями влияния звучания голоса на тело и сознание. Практикует и обучает исполнению песнопений в чистом строе. Чистый строй отличается от равномерно-темперированного, который является общепринятым в современной музыке. Отличие заключается в том, что интервалы между нотами чистого строя рассчитаны на основе обертонного строя – единственного реально существующего в природе, а интервалы равномерно-темперированного строя являются искусственными. Практика этих песнопений, как самостоятельно, так и с группами участников наших семинаров, всегда вызывала состояния с особыми оттенками, как у меня так и большинства других людей, судя по их обратной связи и результатам опросов.
Пение мантр. Эта практика используется в разной форме (джапа, бхаджан, киртан) и в разных традициях (индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм). Считается, что для того чтобы исполнять мантры необходимо иметь духовное посвящение от носителя традиции. Однако, многие носители традиции говорят, что это необязательно и “человека поющего с чистым сердцем услышат все те, к кому обращены мантры”. Слово “мантра” происходит от двух санскритских слов “ман” ( ум) и “тра” (защищать, освобождать). Таким образом, “мантра” – “освобождение ума”. Практика заключается в повторении мантры произвольное количество раз, либо определенное количество раз (например, какое-то количество циклов по 108 повторений каждый). Повторение может быть тихим и монотонным или исполняться под легкую и веселую музыку. По сути пение мантр является видом медитации, где объектом концетрации является сама мантра.
Эффект мантры может быть очень разным. Из личного опыта и опыта других людей, можно сказать, что каждому искренне практикующему та или иная мантра дает, что-то свое, то что нужно именно этому практикующему. Это могут быть: чувство равновесия и спокойствия, вдохновение и энтузиазм, снижение тревожности, увеличение уверенности в себе, более ясное видение жизненных ситуаций и т.д.
Пение зикр. Это исламская духовная практика, которая технически подобна пению мантр, где объектом концентрации является слова прославляющие бога.
Далее идут различные виды обертонного пения. Обертонное пение – это когда в пении используются два звука. Один звук – базовый, как правило, держит неизменный тон, второй звук – обертон, тон которого меняется в процессе пения и, таким образом, создается мелодия.
Азиатское (тувинское, монгольское, алтайское) горловое пение – особый стиль обертонного пения используется в шаманских традициях для исцеления, путешествия по другим мирам, для возвращения потерянных частей души. У слушающих такое пение, а также и у самих исполнителей в большинстве случаев почти мгновенно возникает состояние медитации и даже состояние транса. Основные стили называются «хоомей», «сыгыт», «каргыра».
Тибетское обертонное пение – пение особым низким “рычащим” звуком. В Тибете эти стили называются «дзоке» и «гюке», а на Западе просто «deep voice». Эти стили немного похожи на стиль горлового пения «каргыра». Используется в медитативных практиках тибетского буддизма. Эффект подобен эффекту от горлового пения. Интересно, что существует только, как духовная практика в монастырях и полностью отсутствует в фольклоре Тибета, тогда, как то же горловое пение является неотъемлемой частью традиций народов Тувы, Монголии и Алтая.
Европейское обертонное пение – современное направление инициированное музыкантом Дэвидом Хайксом (David Hykes) в начале 70-х г. прошлого века. Оно используется как для создания целительной медитативной музыки, так и как прием исполнительского искусства. Отличие европейского пения от традиционного горлового в том, что оно слушается, как более «мягкое». Дело в том, что в европейском обертонном пении базовый звук – это почти обычный звук, практически без напряжения определенных частей голосового аппарата, в отличие от азиатского горлового пения. Эффект от слушания и исполнения практически такой же, как от традиционного азиатского горлового пения: состояния медитации и глубокого транса.
Интуитивное или спонтанное пение – пожалуй самый архаичный вид пения, доступный любому человеку. Фактически является непосредственным проявлением переживаний человека в звучании без слов. Может быть использовано для разрешения внутренних конфликтов, разрядки эмоционального заряда и уменьшения тревожности.
Медитации с использованием звучания голоса в статике и в динамике (“звучание чакр”, “звучащее тело”, различные настройки на те или иные состояния). Улучшают самочувствие, снимают стресс, восстанавливают тонус (если до этого был дистонус), снижают тревожность, улучшают контакт с собственным телом.
Некоторые из этих практик могут потребовать длительного обучения, например, горловое, обертонное пение. Естественно, обучение проходит более легко и качественно, если обратиться к носителям традиций. Но есть и такие практики, которые не представляют особой технической сложности для большинства людей. Например, на занятиях у Егора Резникова или на наших занятиях чант “Hosanna” люди разучивали в течение часа и даже быстрее. Ясно, что совершенствовать исполнение можно до бесконечности, так как совершенству нет предела, однако для того чтобы начать практиковать первого разучивания многим достаточно.
Некоторые практики предельно просты, например, такие, как интуитивное (спонтанное) пение, при этом содержат огромный потенциал для трансформации (при соблюдении определенных условий), судя по результатам анализа обратной связи участников тренингов.
Очевидно, что для того, чтобы в полной мере использовать целительный потенциал голосовых практик, необходимо пройти этап раскрепощения голоса тем людям, которые испытывают существенные трудности в проявлении себя через звучание, и это, как мы упоминали выше, само по себе, при определенных условиях может иметь терапевтический эффект.
Раскрепощения голоса как психотерапия
Мы предположили, что самый первый терапевтический процесс в звучании – это открытие собственного голоса заново для себя, новое знакомство с ним на телесном уровне. Очевидно, что звучание голоса – это одно из естественных проявлений тела. Из телесно-ориентированной психологии известно, что неспособность тех или иных людей свободно проявлять себя через тело (движение, взгляд, голос) лежит вне зоны их сознательного контроля.
В свое время Вильгельм Райх обнаружил, что люди свои естественные телесные и эмоциональные проявления с самого раннего возраста учатся сдерживать (или блокировать). Процесс блокировки естественных проявлений формировал в теле человека систему зон хронических напряжений, которую Райх назвал «мышечным панцирем» [Райх, 2000]. «Мышечный панцирь» – это, система ограничений спонтанных проявлений, которая срабатывает автоматически. Это по сути система внутреннего бессознательного контроля.
Вот несколько признаков наличия внутренних бессознательных ограничений на звучание:
- Как будто что-то внутри одергивает (страшно кого-то побеспокоить)
- Возникает страх перед звучанием собственного голоса даже в пустом помещении и когда человек один
- Внезапно возникает ком в горле (в основном это проявляется при звучании в окружении других людей, особенно, когда человек находится в центре внимания)
- Ощущение напряжения, волнения при звучании, быстро устает голос (может быть отражением того, что человек как будто делает что-то, на что не имеет права)
- Быстрая фрустрация (человеку кажется, что то что он говорит– полная чушь, обесценивание, “синдром самозванца” )
Когда Егора Резникова на его занятиях спрашивали “а можно ли заниматься, если нет голоса?”, он всегда отвечал примерно так: “Как это у вас нет голоса? Я же только что слышал ваш вопрос. У вас есть голос”, а затем спрашивал: “Вы услышали мой ответ?”. И когда человек утвердительно кивал он говорил: “Ну вот, вы слышите, следовательно слух у вас тоже есть. Таким образом у вас есть и голос и слух”. Такие разъяснения по поводу наличия голоса и слуха, безусловно важны, однако их недостаточно, для того чтобы снять ограничения на более глубоком уровне.
Для снятия этих ограничений необходимо приобретение принципиально нового опыта взаимодействия с собственным голосом. Для этого мы используем направление, которому дали в свое время условное название “йога голоса”. Слово «йога» в переводе с санкрита означает «соединение», «союз», «интеграция». Подразумевается, что «йога голоса» — это направление объединяющие различные аспекты человека в единое целое посредством сознательного контакта с вибрацией, которую рождает голос в теле.
В практике используются различные упражнения, включающие в себя звучание различных звуков, как в статическом положении, так и в движении, упражнения типа “джибериш”, медитации с использованием звучания голоса, упражнения на проявление эмоций через голос, интуитивное (спонтанное) пение и другие. Практика проводится, в форматах 1,- или 2-ч занятий, в форматах одно- и двухдневных тренингов, а также в форматах многодневных выездных интенсивов. Один формат от другого отличается глубиной погружения.
Все упражнения выполняются в соответствии со следующими принципами:
- Ориентир на удовольствие в теле от процесса звучания. Это один из главных принципов. Известно, что там где удовольствие– там расслабление.
- Безопасность (неосуждение)– ваш голос такой, какой он сейчас есть, он может быть любым, “неправильных” звуков голоса не существует.
- Безоценочность. Мы не оцениваем ничей голос ни по каким параметрам.
- Принимающая атмосфера. Вам может не нравится ваш голос– это нормально. Вам может не нравится голос другого участника тренинга – это нормально. Вы можете бояться звучать – это тоже нормально.
- Доброжелательное и бережное отношение к себе и другим участникам. Голос– очень деликатная, почти интимная тема.
- Отсутствие ориентации на общепринятые стереотипы красивого звучания.
- Фокус внимания на ощущение вибрации, которую создает голос в теле. Голос– это телесное проявление, звучим телом.
- Наблюдение за чувствами и эмоциями и позволение им беспрепятственно перетекать в звучание. Поскольку звучание голоса и чувства связаны между собой весьма сильно [Лоуэн, 1999]. Наши собственные наблюдения задетьми возрастом до 3-х лет, которые как-то попадали в поле нашего внимания всегда подтверждали наличие этой связи.
- Нейтральность в намерении– не подавляем, то что происходит, позволяем всему быть, но и не толкаем себя насильно к каким либо “правильным” действиям (более интенсивному движению, более громкому звуку и т.п.), т.е. не сопротивляемся процессу, но не создаем дополнительного усилия/напряжения
Принимающая атмосфера, кроме вышесказанного, достигается не только психологической позицией ведущего, но и поддерживается специальными простыми упражнениями, доступными для любого голосового/вокального уровня человека и сопровождается настройками, разрешающими участникам «не попадать в ноту» и, более того, поощряющими свободное голосовое поведение. Таким образом, мы создаём в группе ситуацию, которая является антитезой стереотипному вокальному занятию из современной системы образования и формируем новый опыт голосового поведения в группе.
Также мы используем дополнительные техники – упражнения из телесно-ориентированной терапии, в частности из «Биоэнергетического анализа тела А. Лоуэна» и терапии Вильгельма Райха, которые направлены на работу с хроническим напряжением вместе с последующей глубокой релаксацией. Такие упражнения в умеренном объеме служат одновременно и катализатором эмоций, и способом достичь более глубокого расслабления. Большинство упражнений сопровождается звучанием, что облегчает освобождение физического и эмоционального напряжения в процессе их выполнения.
Также следует отметить очень сильное положительное влияние на такой процесс открытия голоса практики холотропного дыхания. И это неудивительно, учитывая, какие объемы энергии бессознательного способна поднимать эта практика и то, что в сессии дыхания отсутствуют ограничения на спонтанное проявление через звук голоса. Справедливо и обратное: свободное звучание ощутимо помогает освободить те объемы энергии бессознательного, которые поднимаются в процессе холотропного дыхания.
Интуитивное пение, как практика достижения трансперсональных состояний
Это одна из технически простейших в исполнении и, при этом, одна из самых важных практик, потому что в ней подразумевается максимальная свобода в озвучивании своего внутреннего состояния. Сложность же этой практики заключается именно в реализации этой свободы – то есть в отпускании контроля и разрешении проявится каким-то глубинным частям самого себя через звучание.
В любой голосовой практике, а особенно в итуитивном пении важно понимать, что мы звучим, мы не только вовне, но и в тоже время вовнутрь. Причем, это происходит, как на физическом уровне – часть энергии вибрации голоса поглощается внутренними органами и воздействует на самого человека, так и на психоэмоциональном [Е.П. Фролов 2004]. Получается, что звучащий человек, особенно в практиках интуитивного пения, как бы общается не только с миром, но и с самим собой. Точнее, мы считаем, что это общение происходит с разными аспектами самого себя при отпускании контроля повседневного ума. Таким образом, те или иные “действующие лица”, находящиеся в тени, которые Ассаджиоли также именовал субличностями [Ассаджиоли, 2016] в буквальном смысле “получают голос” и становятся проявленными для самого практикующего.
Мы предполагаем, что процесс интуитивного пения при благоприятных обстоятельствах может проявить разные скрытые аспекты личности, в особенности те, которые конфликтуют между собой или те, которые конфликтуют с тем аспектом личности, с которым, в основном отождествляет себя сам практикующий. Интуитивное пение может вывести все эти внутренние взаимодействия на поверхность и, таким образом, дать им возможность найти гармонию и баланс, то есть другими словами “примирить” человека с самим собой – полностью или частично устранить внутренний конфликт. Это не раз подтверждалось нашими наблюдениями и обратной связью от участников процесса.
«Интуитивное пение» имеет разные формы исполнения, которые могут быть разной степени сложности. Более простые формы (такие, например, как прозвучать любой звук на одно дыхание) даются в начале тренинга. Более сложные (когда человек один в том или ином упражнении в мини группе) всегда даются в конце процесса, когда степень свободы проявления значительно выше, чем изначально. В индивидуальных занятиях, конечно, всегда учитывается психологическое состояние человека, насколько легко он или она чувствует себя в звучании рядом с другим человеком.
Справедливо возникают следующие вопросы. Всегда ли вскрывшиеся пласты бессознательного остаются в рамках контроля со стороны практикующего и со стороны ведущего? Бывает ли, что вскрывается что-то такое, для коррекции чего нужны какие-то отдельные практики? Безусловно, чтобы ответить однозначно и точно на все эти вопросы требуются детальные исследования и этот путь только начинается. Однако, за 16 лет работы в группах и индивидуально никогда переживания участников практик не были запредельными и выходящими из под контроля. Сами упражнения этому не способствуют. Чтобы переживания носили запредельный характер требуется либо экстремальная внешняя ситуация, либо, в случае если это тренинг, какие-либо провокативные техники, которые мы принципиально не используем. Похоже, что здесь срабатывает защитный механизм, когда бессознательное само себя ограничивает выпуская наружу лишь тот объем переживаний, с которым человек способен справиться.
Результаты практики “йога голоса”.
Самым главным результатом мы считаем замену старого опыта новым опытом во взаимодействии с собственным голосом и существенное увеличение степени свободы в собственном голосовом поведении. Это находит свое отражение в следующем:
- Из чего-то далекого и почти недостижимого голос превращается во что-то близкое телесное и очень живое.
- Практически после каждой сессии упражнений абсолютное большинство людей ощущают глубокое расслабление в теле и пребывают в состоянии спокойствия. Такой эффект очень подобен эффекту от занятий цигун или йогой.
- Значительно снижается страх перед различными формами проявления себя через голос (личные контакты, публичные выступления, отстаивание своих интересов на переговорах и т.д.) Иной раз человек даже замечал у себя спонтанное изменение формы поведения в той или иной ситуации на более свободную.
- Открывается доступ к наследию человечества– всему многообразию голосовых практик.
Данные выводы сделаны на основе опросов участников тренингов, а также на их обратной связи, как непосредственно после тренинга, так и спустя некоторый промежуток времени (1-4 месяца). Согласно поступающей к нам информации от участников тренингов были отмечены случаи, когда практика “йоги голоса” помогала:
- Избавиться от панических атак
- Справиться с последствиями посттравматических стрессовых расстройств
- Существенно снизить уровень тревожности
- Улучшить сон
- Более глубоко осознавать собственные потребности и желания
- Пережить потерю близкого человека
- Изменить базовое психоэмоциональное состояние на более легкое и светлое.
Приведу один из частных случаев практики. Однажды ко мне на индивидуальную работу пришла молодая девушка. Она пришла ко мне в надежде проработать проблему определенного характера: почти каждую ночь она просыпалась от страха с ощущением, что кто-то сдавливает её грудную клетку и не дает возможности дышать. Она была очень напугана и просто искала кого-то, кто бы мог помочь ей. И ей показалось, что наши голосовые практики будут очень кстати.
Она была профессиональной певицей с консерваторским образованием. Я предложил ей поработать с этим через интуитивное пение. И, конечно же, дал все необходимые инструкции. После того, как мы сделали ряд подготовительных упражнений, я попросил её закрыть глаза, сосредоточиться на несколько секунд на впечатлениях от ее ночных «кошмаров», затем отпустить это и попробовать проявить звучанием те чувства, которые придут к ней через интуитивное пение. Я попросил ее (учитывая ее консерваторское образование) не беспокоиться о красоте звучания голоса, а также о каких либо гармониях и мелодиях. Просто пусть будет как будет сейчас.
Первые пять минут у меня было впечатление, что я оказался на репетиции «музыкального театра..». Это была безупречная импровизация, все было идеально! Однако, я не слышал там больше ничего. То есть абсолютно ничего: никаких эмоций, чувств, переживаний. Только красивые формы. Вдруг она остановилась. Промолчав около полминуты, она вдруг начала петь вообще без гармонии и мелодии, и это были совсем не музыкальные звуки.
Там чувствовалось очень много боли и страдания… Я как бы «увидел» множество событий через её пение. Однако, это продолжалось не более двух минут, после чего мы снова вернулись в «музыкальный театр»..
Когда мы завершили, она сказала мне: «Прошу прощения, я там в середине сбилась…» На что я ей сказал: что «сбилась» она, как раз в начале и в конце, а в середине был самый что ни на есть живой процесс. Я спросил её как она себя чувствует. Она сказала, что как будто бы «маленький кусочек темноты покинул ее тело и душу». Мы были на связи в течение пары недель. За это время ее ночные кошмары ни разу не вернулись, дальше мы более не списывались, поэтому информации о дальнейшей динамике у меня нет.
В заключение добавлю, что путь голоса – это очень глубокий, но в тоже время мягкий путь. Голосовые практики – это сам по себе легкий и приятный процесс. Хотя порой эти практики могут поднимать весьма тяжелый материал из глубин психики, но лишь для того, чтобы освободить её от этой лишней тяжести и напряжения. Голосовые практики, как древние, так и современные, обладают высоким целительным потенциалом. Они доступны всем и могут стать, как самодостаточной терапевтической техникой, так и дополнением или расширением к другим направлениям в психологии.
Список литературы:
Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. – «Институт общегуманитарных исследований», 2016, 204 с.
Грофф С. Космическая Игра: Исследование рубежей человеческого сознания – М.: Ганга, 2020, 2-е издание. – 304 с.
Козлов В.В, Козлов Ю.А Психотехнология ДМД: дыхание-музыка-движение. Теория и метод. Методическое пособие для ведущих семинары по ДМД. – Ярославль, МАПН, РПФ «Титул», 2021 – 296 с.
Курчан Н. Музыка сфер: Человек поющий – звуковая антропология Егора Резникова //Strobus Group. – 2009.
Лоуэн. А. Радость. Как наполнить тело энергией, а жизнь счастьем – Попури, 1999, 560 с.
Лоуэн. А. Терапия, которая работает с телом. — СПб., Речьб 2000, 272 с.
Майков. В.В. Сущность холотропного подхода. – 2018. [Электронный ресурс] https://www.vmaykov.ru/sushtnosty-holotropnogo-podhoda.html
Райх. В. Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.
Резников Е. Терапия чистым звуком. [Электронный ресурс] // 1994. Перевод с англ. источник: http://ecoledelouange.free.fr/therapangl.html
Фролов Е.П. Звукотерапия. Физиологический, психоэмоциональный, медицинский и социальный аспекты голоса и слова. – М.; Вузовская книга, 2004 – 620 с.
Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. – Прогресс книга, 2021 – 320 с.
Ashley-Farrand Thomas. Healing Mantras. Using sound affirmations for personal power, creativity, and healing. – Gateway, 2000
Averard Michele, 13 steps to Free your Healing Voice. Sound therapy. – Editorales Dilema, Madrid, 2012
Beaulieu John. Human Tunning. – BioSonic Enterprises, Ltd 2013 299 p
Michele Averard
Nakkash, Silvia. Free your voice : awaken to life through singing / by Silvia Nakkash and Valeria Carpenter – Sounds True Inc. 2012
***
© Олег Российский, Ярославский государственный университет, Международная академия психологических наук. 2022