Опубликованы впервые как интервью в Кадуцея выпуск 23 / апрель 1994 г («http://ecoledelouange.free.fr/therapangl.html)

В Античности звуковые интервалы, используемые в пении и музыке, были основаны на естественных физических законах, гармонии. Это пение в так называемом чистом или натуральном строе пробуждало естественный резонанс в теле и могло оказывать целебное воздействие на организм и сознание. Но этот натуральный звукоряд сложный. Для того, чтобы воспроизводить музыку на инструменте в разных ладах (тональностях), требовалось каждый раз его перенастраивать.

Ввиду усложнения музыки, начиная с 17-го века, старались упростить этот процесс и в 19 веке, решили частотный диапазон разделить на одинаковые промежутки равные интервалы между нотами, таким образом, создав темперированный или уравненный звуковой строй, который утвердился в музыке, начиная со 2-й половины 19 века. Этот строй является слегка фальшивым, интервалы звучат не чисто, а приблизительно за исключением октав.

Понятие глубокого созвучия теряется. Ухо человека постепенно адаптировалось к неестественным интервалам, и мы потеряли способность воспринимать чистый звук. Однако устные традиции песнопения, которые еще живут — но до каких пор? — в Восточных церквях или, например, в устной традиции Индии, Ирана и Турции, сохранили естественные античные интервалы, вызывающие природный резонанс. Возникает вопрос: к чему привела потеря восприятия природного резонанса?

Это имеет значительные последствия для всего нашего отношения к жизни. Наше тело и сознание построены на законах физики и биологии. Так же, как телу приходится защищаться от нечистого воздуха и воды, ему необходимо противостоять громким и нечистым звукам, тогда как чистые звуки, особенно звуки человеческого голоса, если использовать глубокий резонанс их звуковой волны, могут оказать очень благотворное влияние. Этот принцип имеет экологическое значение для нашего общества.

Более 40 лет назад я начал работать с чистым звуком. Для того, чтобы восстановить тонкое восприятие звука, я должен был прекратить игру на фортепиано, петь в хоре и даже слушать классическую музыку, и я слушал только звон струны, колокола или записи, в которых не было влияния современной европейской музыки. После девяти месяцев внимательного прослушивания как будто покрывало было снято: я мог слышать естественные интервалы и минимальные отклонения звуковых интонаций. С 1975 года я начал преподавание пения в чистом строе, чтобы вновь обрести его силу.

Постепенно я обнаружил на моих курсах, что пение ранних христианских песнопений в чистом строе, как они исполнялись в античных звукорядах, производило сильное воздействие на всех, включая меня, как физически, так и психологически. Это было, как лечь в очищающую, прозрачную воду. Затем я начал замечать, что некоторые люди не чувствовали или не слышали гармонические созвучия или даже вибрации в теле, потому что они имели определенное сопротивление и блок в теле, связанный с их психологическими проблемами.
И стало очевидным, что упражнения по глубокому погружению в чистый звук способствуют снятию физических и психологических зажимов.

В этом и состоит суть звукотерапии.

Необходимо подчеркнуть, что то, что я делаю, это не «музыкальная терапия», как это практикуется в качестве дополнения к психотерапевтическим воздействиям, например,использование музыки Моцарта, Брамса или Дебюсси. Но как можно использовать музыку с терапевтическим намерением, не понимая поначалу эффект самого звука и особенно звука голоса?

Человеческий голос — самый мощный инструмент. Это подтверждают и результаты исследовательского проекта, проведенного в отделении Парижского медицинского университета, изучающего воздействие звука на недоношенных детей. Исследовалось, их сердцебиение и какая музыка может его успокоить и довести до нормального ритма.

Из всех типов музыки, которые были исследованы, наиболее эффективным оказался голос поющей матери, за исключением редких случаев. На втором месте по эффективности воздействия были традиционные женские песнопения; на третьем месте были записи пения в чистом строе, сделанные в романской церкви 12-го века, которая обладает чудным естественного резонанса. Шум океана также замедлял сердцебиение, но, с его прекращением звук сердцебиения возвращался к своему хаотическому состоянию. Я полагаю, что причина этого заключается в том, что первые звуки, которые слышит ребенок в утробе матери — ее голос — и именно он структурируют глубинные слои его сознания.

Работая с разными группами людей, я обнаружил, насколько мощное воздействие на сознание оказывает простое, но очень чистое пропевание таких звуков, как `О` и `А`, особенно группой певцов. А также — пропевание чистых интервалов, например, квинты, которое дает ощущение пространства, и некоторых очень простых песнопений древности на основе чистых естественных резонансов.

Один из моих учеников, работает с группой из 40 или 50 человек с тяжелыми психическими расстройствами от рождения, которые могут только сидеть, не в силах говорить или ходить, издавать звуки и управлять мимикой лица. Группа из пяти или шести моих студентов пропевали в их присутствии чистые звуковые интервалы. Там был один мужчина — инвалид 30 лет, который никогда не говорил. После всего десяти минут нашего пения он начал говорить какие-то слова, очень четко он сказал: » `Мама`. И тут возникает вопрос, что бы случилось, если бы этот умственно отсталый человек слушал пение такого рода с самого начала своего развития?

В этой же группе был еще один человек, примерно того же возраста, который был тяжело психически и физически неполноценным — он никогда не вставал и не ходил. Он сделал небольшое движение пальцем. Его помощники поняли, что это означает, что он чего-то хочет и когда они подошли, он показал, что он хотел встать. С их помощью, а он не имел мышц на ногах, он в конце концов встал и сделал четыре или пять шагов в первый раз в его жизни. После этой сессии были и другие, которые также пытались встать в вертикальное положение и с помощью могли стоять, и некоторые из них сделали несколько шагов. Единственным фактором были звуки, которые мы пели. Когда вы наблюдаете это, то осознаете, какая глубокая связь существует между звуком и сознанием.

Мастера древности такие, как Пифагор и Платон говорили, что душа — это музыка. Если рассматривать душу как сознание, можно сказать, что сознание имеет звуковую природу. Пример работы с людьми, имеющими серьезные физические и умственные недостатки, показывает, что мыслители античности были правы.

Звуковая терапия является очень мощным средством, особенно в чистом строе, поскольку она достигает глубокого сознания, что позволяет нам работать с людьми, у которых повреждены внешние уровни сознания, так и с людьми, страдающими психическими расстройствами. Крайний случай — когда человек находится в состоянии комы. Считается, что люди в коме ничего не чувствуют. Но они сохраняют чувство звука и осязания, но звук проникает в самые глубокие уровни сознания.

Например, музыка и пение воздействуют на более глубокие уровни сознания, чем речь. Песни, которые человек слышал в раннем детстве, могут активизировать глубокие слои сознания и соответствующие части головного мозга. Эти части начинают работать так что кровь поступает в мозг, и они могут в конечном итоге восстановить другие части мозга, и активировать другой уровень сознания.

У меня есть много примеров. В больнице на юге Франции был человек по имени господин Baudet (Боде), он находился в коме. На французском baudet означает «ослик», и есть детская песня со словами sur топ baudet, что означает «на моем Ослике». Однажды проходя мимо кровати господина Baudet. медсестра напевала эту песню. Благодаря этому этот человек вышел из комы. Около месяца спустя он подошел к этой медсестре и сказал: «Меня зовут Baudet. Вы пели песню «sur топ baudet»».

Ей показалось, что она оскорбила его и она извинилась, но он сказал: «о нет, Вы спасли мне жизнь, потому что мое сознание стало возвращаться, как только Вы стали петь». В детстве его, должно быть, часто дразнили этой песней, связанной с его именем, и, как только он услышал, как сестра ее пела, его сознание вышло из комы, и он смог вспомнить тот момент, когда это произошло. Еще один очень интересный пример, когда люди потеряли дар речи. Центры речи в мозге может быть легко повреждены.

Они не могли сказать: » Элизабет, пожалуйста, передайте мне мою чашку чая», но они могут петь это на знакомую им мелодию! Это может показаться необычайным, но помните, что в утробе матери базовое восприятие -это восприятие движения и звука, и на первом месте — звук. Так что звук заложен на самом глубоком уровне сознания, чем речь, и это может помочь вернуть речевую способность. То же касается людей, ослабленных болезнью, или пожилых людей, сознание которых дает сбои, и они могут быть не в состоянии говорить, но пение тех песен, которые они, быть может, знали в детстве, может помочь им, как правило или вернуть на некоторое время, дар речи и более ясное сознание.

Одна из моих учениц преподавала йогу. В ее классе была женщина, которая не могла говорить с рождения дочери 17 лет назад. В конце занятия они пели простые звуки «М», » О » и » А». «АОУМ», и женщина вдруг заговорила. Тогда она позвонила по телефону своей дочери, которая никогда до этого не слышала голос матери, и не та не поверила, что это она! Это произошло через действие звука, идущего в глубокое сознание, которое имеет потенциал для оживления заблокированных слоев сознания.

Еще один пример нашей работы с людьми, которые близки к смерти. Во всех устных традиционных практиках общим является то. что люди поют, когда они чувствуют приближение смерти, чтобы помочь им войти в вечный свет универсального сознания. Григорий Великий писал (604г), что пение помогает душе хорошо покинуть тело. Если человек уже не в состоянии петь, или умер, то люди вокруг него должны петь.

С помощью звука можно пробудить глубокое сознание умирающего. На этом
уровне звука душа всегда молода.

С другой стороны, в момент рождения, звук также очень эффективен. Особенно если это — первый ребенок, мать часто тревожится, и эта тревога конечно не поможет. Просто повторяя звуки `О`, `Аа` и `Мм` рожающая женщина сможет воссоединиться с ее более глубоким уровнем сознания в теле, погрузиться глубже в свое тело и следовать за схватками, как следуют за волнами в море. Гинеколог, с которым мы работаем уже несколько лет, сказал, что звук — это лучший способ для женщины, чтобы стать активной при рождении.

У нас также есть врач, который работает с аутичными детьми, создает контакт с ними, производя очень нежные, мягкие, любящие звуки. Это подходит для таких детей, которые очень закрытые, сверхчувствительные, и ищут любой предлог, чтобы уйти. Аутист очень привязан к нежным звукам, и, когда он воспроизводит звуки сам, он может восстановить свое сознание и обрести уверенность в себе, чтобы быть здесь, с нами.

Звуки должны быть очень простые, чтобы внимание не отвлекалось. Однако в одном звуке голоса можно услышать целую гармонию. Когда создается созвучие между сознанием и телом, то появляется целебная возможность. Существует прямое воздействие звука на физическое тело. Например, существует связь между слогами и частями тела. Если положить руку на грудь и повторять Аа`, можно почувствуете там вибрацию; «00 «особенно чувствуется в горле; и нижняя часть лица вибрирует особенно сильно на «У»; повторяя » Мм «, можно почувствовать вибрацию на верхней части головы. `Mm` также имеет мощный резонанс в костях.

Если у человека есть проблемы, связанные с осознанием определенной части тела, звуковая вибрация является лучшим способом восстановить сознание в этой части тела. С другой стороны, высокие гармонические созвучия влияют тоже на глубокие уровни сознания и их можно использовать в случае, когда у человека возникла травма после агрессии — особенно в детстве — связанной со звуком, например, голоса кричащей матери или ссоры родителей. Раскрытие тонкого слуха в чистом строе открывает большие терапевтические возможности. Но самое главное: ребенку и человеку нужна нежность, особенно нежность голоса. Вся тайна мира и любви — в этой нежности.